Виды образной памяти

Реферат: Виды памяти их психологическая характеристика Реферат: Виды памяти их психологическая характеристика: ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ студента 2 курса гуманитарного факультета Предмет: виды образной памяти Общая психология» Тема: «ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» Одесса-2008 Содержание Введение 1. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающегомира. Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведенияследов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Среди первых психологов, виды образной памяти мнемические процессы, был немецкий ученый Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении виды образной памяти запоминанию бессмысленных словосочетаний, что позволило ему выявить ряд законов запоминания, которые, однако, были применимы лишь к материалу, который не имел логической организации. В виды образной памяти необходимые поправки в закономерности выявленные Эббингаузом, внесли представители гештальт-психологии, которые обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию. Французский психолог Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике высших форм мнемической активности. В отечественной психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теориям деятельности. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда виды образной памяти как виды образной памяти такого развития. Мы остановимся на характеристике отдельных видов памяти. Виды памяти Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память. Мгновенная память— это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на виды образной памяти короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической мгновенной зрительной памятииспытуемый получает и удерживает короткое время до 0,5 с значительно больше информации, чем затем может произвести. Виды образной памяти разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память — это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы. Кратковременная память— это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте виды образной памяти из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека составляет 7 + - 2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически виды образной памяти последовательность позволяет запомнить большее количество информации. Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения. Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное виды образной памяти. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более виды образной памяти информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком. Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа его обобщенность не может быть обеспечено на уровне преобразования в виды образной памяти памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти. Долговременнаяпамять обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни. Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, виды образной памяти часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия. Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями — ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но их эмоциональной значимостью и актуальностью. Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти. Известный виды образной памяти и кибернетик Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее. Оперативнойназывают память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени. Двигательная или моторная памятьобнаруживается очень рано. Это, виды образной памяти всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти. Эмоциональная память— это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания знакомое и чужое. Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном — только 28, а при безразличном — всего — 7. Образная память— это память на представление, память на виды образной памяти природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовойи др. Грановская, виды образной памяти особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение опускание деталейнекоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания. Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера. Они ввели термин «эйдетизм» от греческого образкак разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного виды образной памяти на виды образной памяти чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных слов, цифр и т. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может виды образной памяти взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. Символическая памятьподразделяется на виды образной памяти и логическую. Словеснаяпамять формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к виды образной памяти годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение. Выводы Память представляет собой систему процессов и состояний, где информация организуется, обобщается и сохраняется некоторое время. Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относится к движениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания образам-представлениям предметов или словк мыслям и чувствам. В соответствии виды образной памяти этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках; образную память зрительную, слуховую, осязательную ; память на мысли логическую и память на чувства аффективную, эмоциональную. Виды памяти дифференцируются также виды образной памяти в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, различают произвольное и непроизвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания различают механическую и смысловую память. По длительности хранения информации выделят память мгновенную сенсорнуюкратковременную и долговременную. Список использованной литературы 1. Основы общей психологии В 2-х т.

Похожие документы
Карта сайта
Инструкция по эксплуатации магнитолы pioneer
Характеристика грузовой станции
Свадьба с чего начать подготовку план

Комментарии