Поэты золотого века список

Почти в каждой европейской литературе есть свой классический и, как правило, непродолжительный период, именуемый ее «золотым веком». В римской литературе так называют время императора Августа, когда жили Вергилий, Гораций и Овидий. Золотым веком французского классицизма называют эпоху Людовика XIV, короля-солнца, время Расина, Мольера и Буало. Применительно к русской литературе чаще всего говорят о золотом веке поэзии, обычно подразумевая при этом «поэзию пушкинской поры». Именно этот период связывается в нашем сознании с представлением о некоей классической норме и безукоризненном поэтическом мастерстве. О последнем есть, например, замечание Святополка-Мирского в предназначавшемся для англоязычной аудитории пособии по русской литературе: «Что особенно важно — техника поэтов Золотого века никогда не отстает от вдохновения. Их поэзия совершенна, даже когда это малые поэты; когда же речь идет о великих, то это безоговорочно великая поэзия. Техническое совершенство отличает поэзию двадцатых годов и от примитивной грубости державинской эры, и от выродившейся расхлябанности позднего XIX поэты золотого века список. В своей «классичности» и не только в этом золотой век русской поэзии подобен поэты золотого века список раз «золотым поэты золотого века список римской и классической французской литературы, что, конечно, не случайно: для Пушкина и современных ему поэтов эстетические принципы классицизма еще сохраняли свою актуальность несмотря на декларируемую большинством из них приверженность к романтизму. Это сходство — одна из причин, по которой выражение «золотой век русской поэзии» прочно вошло в наш культурный обиход и по умолчанию принимается за относящееся к пушкинскому времени. « Была пора: наш праздник молодой…» 1836 «Золотой век», конечно, не научное и очень условное понятие. Но если под «золотым веком» поэзии в России иметь в виду наиболее благоприятный для нее в разных отношениях период, то с пушкинской «четвертью века» он совпадет не полностью. «Золотой век» — это, наверное, 1810—1820-е гг. Для того чтобы наступил этот Золотой век, сошлось множество счастливых обстоятельств, как внутрилитературных, так и внешних. В это время завершился процесс формирования русского литературного языка, занявший почти столетие со времен Тредиаковского, а кроме поэты золотого века список, в отличие от своих предшественников, поэты Золотого века могли опираться на созданную до них достаточно богатую поэтическую традицию имели перед собой поэтов, признанных великими и ставших предметом национальной гордости Характерная черта этого времени — большое количество официальных и неофициальных поэты золотого века список обществ, салонов, кружков, благодаря которым любой начинающий поэт мог быстро приобрести известность и поддержку в образованном обществе, а в то же время еще поэты золотого века список устарели обычаи просвещенной монархии, когда император и члены его семьи считали своей обязанностью покровительствовать литераторам пожалуй, не только не устарели, а даже переживали свой «золотой век»: к примеру, императрица Мария Федоровна, вдова Павла I, могла опекать писателей и деликатней, и бескорыстней, чем связанная обязанностями правящего монарха Екатерина II. В романтическую эпоху 1820-х гг. И, наконец, эпоха войн с Наполеоном, завершившаяся входом русской армии в Париж в 1814 г. Воспитанные по-европейски и в чем-то не чуждые узко-сословных убеждений, авторы, вступившие на литературное поприще в те годы, осознавали себя русскими поэтами, а свое творчество — имеющим общенациональное значение. И как показало время, это не было пустой претензией. Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой; И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. Ближайший смысл этих строк из послания юного Пушкина «К Плюсковой» 1818 в поэты золотого века список, что, сочиняя комплиментарные стихи для императрицы Елизаветы Алексеевны супруги Александра Iон выражает чувства, питаемые к ней всем русским народом. Потомкам конкретный повод к сочинению этих стихов стал не очень важен, потому что за Пушкиным было признано право говорить от имени русского народа по любому поводу. Гоголь 10 сентября 1831 г. Жуковскому: «Мне кажется, что теперь воздвигается огромное здание чисто русской поэзии, страшные граниты положены в фундамент, и те же самые зодчие выведут и стены, и купол, на славу векам, да поклоняются потомки и да имут место, где возносить умиленные молитвы свои. Как прекрасен поэты золотого века список ваш, Великие Зодчие! Какой рай готовите вы истинным християнам! И как ужасен ад, уготовленный для язычников, ренегатов и прочего сброду: они не понимают вас и не умеют молиться». Велеречивый и немного юродствующий Гоголь, как обычно, оказался точен в своих оценках и прозорлив: «огромное здание чисто русской поэзии» действительно было возведено, и в основе своей именно тогда. Все следующие поколения русских поэтов, принимая или отвергая наследие эпохи Жуковского и Пушкина а порой и не слишком задумываясь о немтворили на заложенных тогда «страшных гранитах». И по отношению к этому наследию поэты золотого века список сей день часто судят о мере приобщенности человека писателя или читателя к русской культуре. Его воцарение на русском Парнасе было санкционировано символическим жестом предместника — «благословением» Державина на лицейском экзамене в январе 1815 г. Это стихи из написанного в год смерти Державина 1816 послания «К Жуковскому» «Благослови, поэт!. В тиши парнасской сени…»поэты золотого века список юный Пушкин намеревался поместить в начале задуманного им сборника стихотворений. В нем он назвал и других ободривших его старших писателей — Дмитриева поэты золотого века список, конечно, самого адресата послания, который уже через несколько лет, по случаю завершения Пушкиным «Руслана и Людмилы» 1820подарит ему свой портрет с известной надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». Эти эпизоды особенно державинский были важны не только Пушкину, но и его почитателям из числа современников, служа как бы удостоверением, что место первого поэта он занял не как самозванец, а законным образом. С начала 1820-х гг. Пушкин действительно становится центральной фигурой литературной жизни. Ссылка сначала на юг, потом в Михайловское не явилась этому помехой, а только прибавила ему популярности. На него возлагали надежды литературные критики и политические заговорщики, с ним соперничали старшие поэты и сверстники, ему подражали начинающие стихотворцы. В его романтических поэмах «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»первых образцах самого модного в России 1820-х гг. Позднее, по мере появления более зрелых его произведений «Евгений Онегин», «Цыганы», «Полтава», «Борис Годунов»широкая публика начнет к нему охладевать, но наиболее умные критики объявят его «поэтом действительности» поэты золотого века список национальным гением, подобным в своей разносторонности «всеотзывчивому» Гете. Киреевский даже напишет о поэты золотого века список нового, «русско-пушкинского» периода русской литературы правда, как мы теперь знаем, именно в 1830 г. Едва ли не поэты золотого века список крупный поэт в это время пытался и часто вполне успешно освободиться от его могучего обаяния, но и в самом поэты золотого века список отталкивании сказывалась определенная зависимость от Пушкина. Его влияния не избежал даже Жуковский, не говоря уже о других старших современниках, таких как Глинка, а тем более — о сверстниках или поэтах, только начавших свой путь в 1820-е гг. Об этом в частностях преувеличивая, но поэты золотого века список целом, как всегда, справедливо писал Гоголь: «Что же касается до Пушкина, то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с Неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг его вдруг образовалось их целое созвездие: Дельвиг, поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры ; Козлов, гармонический поэт, от которого раздались какие-то дотоле не слышанные, музыкально-сердечные звуки; Баратынский, строгий и сумрачный поэт, который показал так рано самобытное стремление мыслей к миру внутреннему. Всех этих поэтов возбудил на деятельность Пушкин; других же просто создал. Я разумею здесь наших так называемых антологических поэтов, которые произвели понемногу; но если из этих немногих душистых цветков сделать поэты золотого века список, то выйдет книга, под которою подпишет свое имя лучший поэт. Стоит назвать обоих Туманских, Крылова, Тютчева, Плетнева и некоторых других, которые не выказали бы собственного поэтического огня и благоуханных движений душевных, если бы не были зажжены огнем поэзии Пушкина. Даже прежние поэты поэты золотого века список перестраивать лад лир своих. Сделались поэтами даже те, которые не рождены были поэтами, которым готовилось поприще не менее высокое, судя по тем духовным силам, какие они показали даже в стихотворных своих опытах, как то: Веневитинов, так поэты золотого века список от нас похищенный, и Хомяков. Всех соблазнила эта необыкновенная художественная отработка стихотворных созданий, которую показал Пушкин». Однако, при всем могуществе пушкинского влияния, поэзию поэты золотого века список времени нельзя свести к отзвуку его лиры и даже та, по выражению Гоголя, «необыкновенная художественная отработка стихотворных созданий» — не вполне его заслуга. Можно лишь говорить о достигнутом тогда необычайно высоком уровне поэтической культуры, который в Пушкине олицетворялся, но задан был, на самом деле, не им и поддерживался не только его усилиями. Первое — это сверстники Жуковского, выступившие на литературное поприще в 1800-х гг. Первые были очевидцами и участниками грозных поэты золотого века список периода войн с Наполеоном 1805—1815которые вторых уже под конец застали на школьной скамье: Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И поэты золотого века список сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас. Во второй половине 1810-х поэты золотого века список начале 1820-х гг. «старшие братья» достигли своей творческой зрелости, а для «младших» это было время блистательных литературных дебютов. И, наконец, третья группа поэтов назовем ее «поколением Веневитинова» заявила о себе во второй половине 1820-х гг. Их творчество уже ознаменовано поисками и поэты золотого века список, предвещавшими наступление новой эпохи, когда поэзия утратит свое первенствующее положение поэты золотого века список литературе. Характерно, например, что друзья безвременно скончавшегося Веневитинова — Шевырев — состоятся, прежде всего, как философы, публицисты и литературные критики, и что именно к этому поколению принадлежал Гоголь дебютировавший, кстати, в 1829 г. Это новое поэты золотого века список тоже выдвинуло целый ряд выдающихся и даже гениальных поэтов достаточно назвать Лермонтовано поэты золотого века список была уже другая эпоха, за которой последовал продолжительный упадок поэзии. Баратынский в 1842 г. Однако был у него и свой рассвет, пришедшийся на первое поэты золотого века список XIX в. Именно они совершили преобразование русской поэты золотого века список на поэты золотого века список XVIII—XIX вв. Державин 1743—1816 сделал достоянием поэзии частный быт, конкретные жизненные обстоятельства и резкие особенности характера — свои собственные и своих современников, на практике продемонстрировал, что такое самобытность и свободное вдохновение. Дмитриев 1760—1837 внес в стихи интонации непринужденной светской беседы, сочетал легкость изящество с точностью поэты золотого века список мыслей — пусть и не слишком глубоких. Карамзин 1766—1826выступая в качестве стихотворца, облекал в форму задушевного разговора с друзьями или поэты золотого века список женщинами» нравственные и философические раздумья, подчас очень серьезные и проникнутые горьким скептицизмом. Пушкин в цитировавшемся выше послании «К Жуковскому», 1816 назвал именно их не только потому, что с ними уже были связаны определенные моменты в его жизни, но и потому что именно на их примере его поколение судило о том, что есть вершины русской поэзии и что такое литературная слава. Отношение Пушкина к ним было далеко не однозначным: в Дмитриеве он ценил безупречный поэты золотого века список тонкий вкус, но считал его стихи малосодержательными и несерьезными; Карамзину отказывал в звании поэта, хотя преклонялся перед ним как личностью, мыслителем историографом; Державина признавал гением и лучшим из всех русских поэтов, но иронизировал над его варварским поэты золотого века список к нормам цивилизованного вкуса и правилам русского языка. Они были современниками золотого века русской поэзии, но принадлежали поэты золотого века список эпохе, ему предшествовавшей, отсюда и двойственность пушкинских оценок. И все же опыт их был для него более чем актуален. Можно назвать еще многих авторов, чье творчество явилось прологом золотого века русской поэзии. Муравьев 1757—1807который в своих стихах природу искусство приобщил к жизни чувствительного сердца, преданного идеалам красоты и добра, и друг Державина Капнист 1758—1823в «анакреонтичских» и «горацианских» одах поэтизировавший простые душевные переживания поэты золотого века список меланхолические, вызванные печальными мыслями и воспоминаниями. Оба они чем-то они предвосхитили открытия поэтов Золотого века. И, наконец, никак нельзя не назвать являющегося, в принципе, полноценным его представителем Крылова 1769—1844 : баснописцем он стал с 1805 г. Среди трех поколений Золотого века он, однако, был «дедушкой Крыловым», живым памятником минувших времен подобно Дмитриеву, тоже баснописцу, с которым его тогда часто сравнивали. Все они — Державин, Муравьев, Капнист, Карамзин, Дмитриев, Крылов и еще целый ряд других авторов — создали условия, при которых золотой век русской поэзии только и мог состояться. В отличие от Пушкина, в его творчестве слабо отразились метаморфозы общественных настроений, к тому большая часть им написанного — это переводы. Поэтому, несмотря на полное совершенство его поэзии, огромную роль, которую он сыграл в жизни многих современных ему авторов, и продолжительность творческой поэты золотого века список, символом Золотого века все-таки неоднородного и противоречивого, хоть и в чем-то единого стал не он, а его поэты золотого века список ученик». Если продолжить метафору с «самодержавием» Пушкина на российском Парнасе, то Жуковский при нем был кем-то вроде духовного лица и советника, в некотором смысле — тайной совестью золотого века русской поэзии. В своих ранних элегиях «Сельское кладбище», «Вечер»посланиях «К Нине», «К Филалету»романсах и песнях Жуковский дал образцы новой лирики, целиком сосредоточенной на «жизни души». Интимные душевные переживания у него стали основой восприятия действительности, мерилом ее ценности. Простые слова относящиеся, например, к деталям пейзажа: туман, луна, последний луч, могильный холмприобретают у Жуковского дополнительные оттенки значений, эмоциональную глубину за счет единства интонации, мелодического строя стихов, захватывающего читателя, передающего ему настроение автора. С течением времени это настроение становиться все серьезней, направление эволюции его поэзии — это путь от сентиментальной меланхолии к возвышенной «христианской скорби», которая «не мрачит жизни, а животворит ее, дает ей сильную деятельность и стремит к свету». Каждый стих Жуковского — это «посол души, внимаемый душой» «Цвет завета», 1819а поскольку душа эта чиста и настроена на возвышенный лад, то же самое требуется от читателя. Иными поэты золотого века список, это поэзия, призванная оказывать облагораживающее воздействие, правда, только на тех, кто способен ее воспринять, поэзия «для немногих». Лирику Жуковского отличает внутреннее единство, общий возвышенный строй, устремленность к иному миру, прекрасному «там». Это единство ощущается как единство душевного облика самого поэта. Даже в ранних его стихотворениях за общими элегическими «жалобами на жизнь» вырисовывались на самом деле пережитые утраты, за сентенциями о загробном воздаянии — принятая всей душой, а не только разумом, вера. И для меня поэты золотого века список то время было Жизнь и Поэзия одно. «Я Музу юную, бывало…» 1823. Это и сообщало жизненную убедительность неопределенным и непереводимым на язык прозы «чувствам души», выражаемым в его поэзии. В поздней лирике поэты золотого века список гг. То, что он пытается передать в своих стихах, — это состояние, поэты золотого века список «душа полна понятного ей Бога» «На кончину Ея Величества королевы Виртембергской», 1819. «Мистицизм» позднего Жуковского, за который его не раз и порой с избыточной язвительностью упрекали, явился лишь развитием принципов поэты золотого века список ранней лирики, когда «жизнь души» выглядела проще и сводилась, по сути, к одной эмоции — элегическому унынию. Теперь же она осложнилась нравоучительной тенденцией, философическими прозрениями и чисто религиозными элементами — христианскою скорбью и упованием, сопряженными с идеалами жертвенности и самоотречения. Друг, поэты золотого века список земле великое не тщетно; Будь тверд, а здесь тебе не изменят. О милый, здесь не будет безответно Ничто, ничто: ни мысль, ни вздох, ни взгляд. «Голос с того света» 1817 В конечном счете, лирика Жуковского как и его баллады, и позднейшие эпические произведения оказывается связана с задачами христианской дидактики, а порой даже подчинена им. Можно, пожалуй, назвать одного Козлова, начавшего писать стихи на сороковом году жизни, когда из-за болезни он лишился возможности передвигаться и ослеп. В одном из его первых сохранившихся стихотворений — обширнейшем послании «К другу Ж по возвращении его из путешествия» 1822 — это несчастье описано как духовное прозрение, как спасительное пробуждение души к истинам веры и утешениям поэзии причем второе без первого для него не имеет смысла. И в позднейших стихах, заговаривая о своих жестоких страданиях от окружающего мрака, Козлов будет не проклинать свое несчастье, а утверждать его спасительный смысл: И поэты золотого века список б жизнь я начал вновь, То снова, крест мой обнимая, Благословясь, пошел бы я, Не устрашен поэты золотого века список тревогой, Долиной поэты золотого века список и той дорогой, Где горе встретило меня. Батюшков начинал с поэты золотого века список в роде «легкой поэзии», культивирующей беззаботность и чувственные наслаждения, и во многом остался ее приверженцем даже после переломного в его творчестве 1812 года. В отличие от Жуковского, все у него зримо и определенно: даже в «памяти сердца» — «очи голубые» и «локоны златые» «Мой гений»даже в задушевном мечтании — «румяные уста», «развеянные власы» и «снегам подобна грудь» возлюбленной «Таврида». Батюшковские образы — ясные и отчетливые, почти осязаемые, его поэты золотого века список — «сладкозвучные». «Стих его часто не только слышим уху, но видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки» Вдохновленный идеальным образом классической древности, Батюшков предается мечте о бестревожном и безусловно прекрасном мире, полном страсти и одухотворенных наслаждений «сладострастия» — на языке батюшковской лирикитворит поэтическую утопию. Но это именно мечта, иллюзия, четкость контуров которой только яснее обнаруживает безысходную мрачность действительной жизни. Отсюда парадоксально драматичное и даже трагическое звучание его стихов, не лишенных при этом какого-то целомудренного эротизма как, например, в особенно ценимой Пушкиным «Тавриде». Отсюда же скорбные ламентации о гибели красоты, о «море поэты золотого века список, «бурях бед», о навсегда затмившихся «всех жизни прелестях» и неубедительные речи о «спасительном елее» веры «К другу». Неубедительные — потому что герой лирики Батюшкова, в отличие от Жуковского, не проекция души автора, а условный образ, мечта его о самом себе. Этот герой одинаково условен в упоении сладострастием, в печали о погибшем друге и в религиозном воодушевлении, как поэты золотого века список, четко отграничен от реальности прекрасный мир, в котором он обитает наименее условны, пожалуй, героические эмоции в его стихах. Лирика Батюшкова в некотором смысле поэты золотого века список, и не случайно лучшим своим произведением он сам считал «монументальную» элегию поэты золотого века список Тасс», а Пушкин «сильнейшим» и «наиболее всех обдуманным» его стихотворением назвал историческую элегию «Переход через Рейн. Пушкин в 1830 гг. Под «гармонической точностью» разумелось, в частности, умение в поэтическом слове передавать нюансы душевных переживаний, едва уловимые оттенки мыслей поэты золотого века список чувств. Ограниченность эмоционального диапазона, экономия выразительных средств, подчиненных требованиям утонченного вкуса, подчеркнуто «красивое» поэты золотого века список стихов тоже были отличительными чертами этой «школы» которую, может быть, следует признать одним из наиболее характерных явлений Золотого века. Не говоря уже об эпигонах, некоторые достаточно крупные поэты 1820-х годов так и не покинули ее пределов. Туманский с его «звучными стихами», который, даже обращаясь иногда к гражданской тематике в связи с войной греков за независимостьоставался прежде всего элегическим поэтом, не теряющим поэты золотого века список меры ни в эмоциях, ни в выразительных средствах. Дельвиг с его добродушным эпикурейством изысканным «эллинизмом». Идиллии и «русские песни» — самая оригинальная часть его поэзии. В них он перешагнул границы чисто интимной лирики «жалобы» звучали не прямо от лица автора. Но и «простонародные», и «классические формы» Дельвиг, по замечанию Киреевского, облек в «душегрейку новейшего уныния». А за его элегиями и романсами вставал образ «чувствительного мудреца», столь же условный, как герой лирики Батюшкова. К элегическим поэтам принадлежал и Денис Давыдов, отличившийся своими «гусарскими» стихами еще в 1800-е годы послания «Бурцову» и др. Однако герой его лирики — не кроткий мечтатель, а личность яркая, эксцентрическая. При этом все атрибуты «гусарщины» — военное удальство, пьянство и волокитство — в лучших стихах Давыдова только оттеняли его тонко чувствующую натуру, способную, например, глубоко пережить любовную драму. Командование партизанскими отрядами в Отечественной войне 1812 года дополнило его портрет подлинно героическими чертами. Давыдов и его лирический двойник слились в единое целое. За поэтическими строками читатель силился разглядеть реальную биографию, индивидуальность поэта. Так среди унылых элегических лириков он уже в 1810-х гг. Потому-то Пушкин, учившийся «гармонической точности» у Батюшкова и Жуковского, Давыдову был благодарен за то, что он «дал ему почувствовать еще в Лицее возможность быть оригинальным». Экспрессивный поэтический стиль Давыдова выражал оригинальные «чувства» поэта-партизана. Вяземский, воспитанный в традициях философского вольнодумства XVIII века, пытался в иронических куплетах «Цветы», 1817, «Ухаб», 1818дружеских посланиях «Толстому», 1818 и медитативных элегиях «Первый снег», «Уныние», 1819 выразить свой оригинальный «ум». Слог его отличается пестротой и неуравновешенностью. Сентиментальная фразеология соседствует с архаическими славянизированными оборотами, изысканные «поэтизмы» — с грубыми просторечиями и рискованными неологизмами. Стихи его часто лишены «певучести» и звучат «жестко», как проза. Они производят впечатление умного разговора, доверительного или холодно ироничного, с другом или недругом, прямо поэты золотого века список обработки перенесенного на бумагу. «Никогда не поэты золотого века список звуку мыслью моею, — заявлял он в написанной незадолго до смерти «Автобиографии». Не продаю товара лицом. Не обделываю товара, а выдаю его сырьем, как Бог послал». В пушкинское время Вяземский — убежденный либерал, негодующий на глупость и косность правительства, раздражительный участник всевозможных стычек с литературными неприятелями, апологет романтизма, сатирик и острослов. Как выдающийся лирик он явился довольно поздно, к концу 1820-х годов. Лучшие его стихи созданы уже в послепушкинскую эпоху, когда Вяземский ощутил себя в интеллектуальном и нравственном одиночестве, последним ее представителем, хранителем традиций, обреченных на исчезновение. Поздний Вяземский — язвительный оппонент новых поколений, прогресса и «либерального холопства», лирик, с большой силой и единственной в своем роде откровенностью выразивший скорбь души, пораженной бесчисленными утратами, страданиями болезни и старости, и беспрестанно колеблющейся между самой глубокой верою и ожесточенным безверием. Федор Глинка, другой долгожитель из поэтов Золотого века, новое время тоже не принял, но не по «личным», а религиозным мотивам. Как и Вяземский, он был старшим современником Пушкина. «Письма русского офицера» Глинки, отражающие впечатления непосредственного участника войн с Наполеоном в 1805—1815 гг. Некоторые стихи Глинки отрывки из них со временем получили самостоятельную жизнь как народные песни и городские романсы «Тройка», «Не слышно шуму городского…». Его объединенные в сборнике «Опыты Священной поэзии» 1826 подражания псалмам Пушкин назвал их «элегическими псалмами» представляют собой удивительное соединение религиозной дидактики, элегических жалоб исполненных гражданского пафоса обличений пороков современного общества и властей Глинка в 1818—1821 гг. Наиболее своеобразна у него поздняя духовная лирика, лишенная политического подтекста. В отличие от Жуковского, у Глинки религиозное чувство не интимно, а общезначимо и нравственно-назидательно. Это не столько сокровенная «жизнь души», сколько религиозное философствование или проповедь. Христианское умонастроение, «душеполезная» направленность поэты золотого века список даже его поэму «Карелия» 1830ценившуюся современниками за этнографические подробности и красочные описания северной природы, а позднейшие его поэмы — «Иов. Свободное поэты золотого века список Книге Иова» 1859 и «Таинственная капля. Народное предание» 1861 — уже прямо религиозные эпопеи, основанные на книгах Священного писания и апокрифических преданиях. В поздних стихах Глинки «Ф. Тютчеву», «Две дороги» и др. К началу 1820-х годов вместе с Пушкиным, Дельвигом и Кюхельбекером он входит в дружеский «союз поэтов», обменивавшихся между собой стихотворными посланиями. К концу 1820-х гг. Пушкин в «Евгении Онегине» назвал его так: «Певец пиров и грусти томной». поэты золотого века список грусть — это грусть любовная. Баратынский стал создателем необычных любовных элегий, говорящих не о любви, а о том, что она прошла «Разуверение», «Признание». В них он сосредоточен не столько на «чувствах», сколько на общих закономерностях человеческих отношений, подчиненных времени и судьбе. В зрелые годы это уже «строгий и сумрачный поэт» по выражению Гоголяпогруженный в мучительные вопросы человеческого бытия. «Опыт», охлаждающий душу, время, смерть, вера и неверие, враждебная человеку судьба и возможность «оправдания» Творца и Его промысла о человеке — вот сквозные темы лирики Баратынского. В отличие от других романтических поэтов, стремившихся к искренности в выражении чувств, он сделал предметом поэзии «обнаженную» мысль, для которой не существует запретов и ограничений, мысль, разоблачающую любые иллюзии и угрожающую самой жизни. Но пред тобой, как пред нагим мечом, Мысль, острый луч, бледнеет жизнь земная! «Все мысль да мысль! » 1840 «Мысль» у Баратынского стала ценностью более существенной, чем «сердца бесполезный трепет», потребовала от поэта мужества и бесстрашия, способности всем существом принять и пережить ее последствия. Отсюда торжественный и скорбный строй поэзии Баратынского — поэзии «разуверения» и «таинственных скорбей». Мысль, безжалостно снимающая с жизни ее обольстительные покровы, останавливается только перед «могильным рубежом», за которым сияет «свет незаходимый». И здесь вновь дается место вере и надежде, но не как поэты золотого века список мечте или отвлеченной догме, а как выстраданной поэтом реальности, недоступной для «легких чад житейской суеты». Пред Промыслом оправданным ты ниц Падешь с признательным смиреньем, С надеждою, не видящей границ, И утоленным разуменьем… «Осень» 1837 По словам Анненкова, первого биографа Пушкина, «три поэта составляли для него плеяду, поставленную им почти вне всякой возможности суда, а еще менее, какого-либо осуждения: Дельвиг, Баратынский и Языков». Дельвиг был близким другом Пушкина, Баратынский — равным и достойным его соперником в лирических жанрах. Языков же, в глазах Поэты золотого века список, это младший поэт с «необыкновенными силами», которому предстоят великие свершения. Многие свои стихотворения он назвал «Элегиями», но это не медитативные или мечтательные элегии, а в лучших своих образцах стремительные, бодрые, полные жизнеутверждающей энергии стихи. «Стих его, — писал чрезвычайно высоко ценивший Языкова Гоголь, — только тогда и входит в душу, когда он весь в лирическом свету; предмет у него только тогда жив, когда он или движется, или звучит, или сияет, а не тогда, когда пребывает в покое». Герой его ранней лирики, созданной в студенческие годы в Дерпте ныне г. Тарту, Эстония— восторженный, заносчивый и вольнолюбивый студент, предающийся буйным кутежам в предощущении своего несомненно великого будущего. Студенческий разгул Языкова напоминает «гусарство» Дениса Давыдова, но, по сути, не нуждается в биографической и профессиональной мотивировке, а происходит от чистого «буйства сил». Он избегает будничных тем и чувств и тяготеет к тому, что может стать предметом торжественного гимна или, на худой конец, гневной инвективы. Избранник поэты золотого века список песнопенья, Надменно чувствуя, кто я, Означу ль светом вдохновенья Простую жажду наслажденья, Безумный навык бытия? Сей мир поэзии обычной — Он тесен славе; мир иной, Свободный, светлый, безграничной, Как рай, лежит передо мной. Это внутренне родство силы поэта и могущества державы дало единственные в своем роде образцы патриотической лирики, сообщив им потрясающую силу воздействия на читателя как, например, в послании «Д. Киреевский «господствующее чувство» поэзии Языкова определил как «какой-то электрический восторг», а «господствующий тон его стихов» — как «звучную торжественность». В этом как будто бы есть противоречие восторг обычно ассоциируется с чем-то быстрым, стремительным, а торжественность — с медлительным шествиемно только мнимое. Пушкин слог Языкова охарактеризовал как «твердый, точный и полный смысла». Лучшие его стихи полнозвучны и весомы, а обычная у него пьянящая восторженность может оборачиваться огромным зарядом сдерживаемой силы: Пусть, неизменен, жизни новой Приду к поэты золотого века список вратам, Как Волги вал белоголовый Доходит целый к берегам! Но были у этой школы и принципиальные критики и оппоненты. Это, в первую очередь, Некоторые его ранние стихи — образцовые унылые элегии, к тому же он один из ближайших друзей Пушкина, и ему всегда импонировал одухотворенный и религиозно настроенный Жуковский. Тем не менее в начале 1820-х гг. В нашумевшей тогда статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в поэты золотого века список десятилетие» 1824 он проницательно отметил слабые стороны элегии и решительно высказался в пользу устаревшей, как многим тогда казалось, оды — гражданской и духовной. По Кюхельбекеру, «удел элегии — умеренность, посредственность», тогда как «в оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует; он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, мещет перуны в сопостатов, блажит праведника, клянет изверга». Кюхельбекер и на практике пытался возродить этот жанр, посвятив войне поэты золотого века список за независимость от турок пространные оды «Пророчество» 1822 и «Смерть Байрона» 1824. В этих и других стихотворениях он сознательно культивирует архаический, переполненный славянизмами, неудобопонятный слог, передающий страстную напряженность и высоту помышлений поэта на архаические пристрастия Кюхельбекера оказало влияние общение его с Грибоедовым, обращавшимся в своих стихах к аналогичным экспериментам. Излюбленные темы молодого Кюхельбекера — жертвенная гибель в борьбе за свободу, враждебность этого мира к поэту, которого отовсюду «стерегут свирепые печали», и неизбежность для него трагической развязки. И вот — не являясь членом тайного общества декабристов, хотя поэты золотого века список разделяя их революционные устремления, он по роковой случайности накануне 14 декабря 1825 года оказался в Петербурге, был принят в общество, участвовал в восстании на Сенатской площади, пытался стрелять в великого князя Михаила Павловича, бежал, был пойман, осужден, десять лет провел в одиночном заключении и скончался на поселении в Сибири. Так Кюхельбекер оказался в числе тех, кто, по его позднейшему выражению, «прекрасной обольщенные мечтою, пожалися годиной роковою» поэты золотого века список русских поэтов», 1845. Большая и лучшая часть созданного Кюхельбекером, в том числе его поэмы и драмы, относится к периоду заключения и ссылки, когда героические и поэты золотого века список мотивы его поэзии обрели поэты золотого века список достоверность, почти бытовую конкретность. Высокий стиль и библейская образность, плохо вязавшиеся с сиюминутной политической проблематикой, оказались адекватны по-настоящему трагическому положению поэта, поэты золотого века список к Творцу о помощи и не ждущего ее больше ниоткуда. Очень характерны для его позднего творчества стихотворные переложения из Священного Писаний, их у него множество. Вот, например, одно из них, записанное Кюхельбекером в дневнике 24 марта 1835 г. И Поэты золотого века список ГОСПОДЬ Кн. И с корнем кедры вырывая вон, И морем праха тьмя лицо лазури, И скалы раздирая, мчится он; Поэты золотого века список Бог не в нем, Господь не в духе бури. По вихре трус, и будто океан Волнуется Иуды край священный, Шатнулся и колеблется Ливан, Как муж, вином столетним упоенный. Но и не в трусе Бог. И глубь земли Разверзлася, и пламенного тока Густые волны, хлынув, потекли; Но Господа не видит взор пророка. Огонь потух, и замер треск и гром Так умолкает звонкий конский топот, Теряясь постепеннои потом Пронесся в мир прохлады тонкий шепот: И шепот тих, и сладостен, и мал, И Бога тут узнал предвозвеститель, Лицо закрыл и Господу предстал И рек: "Тебе я внемлю, Вседержитель! Рылеев, подражавший то Жуковскому, то Поэты золотого века список рано скончавшемуся сатирику, вообще оказавшему влияние на становление «гражданской» поэзии 1820-х гг. Замечательная а местами гениальная лирика Александра Одоевского, в отличие от поэзии Кюхельбекера, лишена внутреннего единства, распадаясь на любовные элегические «Мой непробудный сон», 1827декламационные гражданские «Струн вещих пламенные звуки…», 1827 и мотивированные конкретными обстоятельствами религиозные стихотворения «Воскресенье», 1826. Вообще, «гражданская» поэзия в поэты золотого века список годы была особенно привлекательна не только потому, что таковы были общественные настроения, а потому, что в ней видели альтернативу интимной элегической лирике, возможности которой казались исчерпанными Жуковским, Пушкиным, Баратынским и др. Другой альтернативой стала «философская» лирика, «поэзия мысли», о необходимости которой заговорили «любомудры», выпускники Московского университета, увлеченные немецкой философией, — Но, в отличие, например, от Баратынского, серьезным, «положительным» содержанием этой «поэзии мысли» должна была стать собственно философская проблематика. Так, Веневитинов, говоря в стихах о поэте, «любимце муз и вдохновенья», и «святой поэзии», подразумевал идеи немецкого философа Шеллинга о «тайном покрове» природы, поднимающемся лишь для бескорыстно посвятившего себя высшей силе поэта, и о поэзии как высшей форме философствования «Жертвоприношение», 1826. Шевырев пытался выработать новый, усложненный и «темный» поэтический язык, соответствующий глубине и сложности философских проблем и противопоставленный бездумной «чистоте» и «прозрачности» элегического стиля «Критику», 1830. Близкий к кружку «любомудров» Хомяков, один из «отцов» славянофильства, так же как Веневитинов, в философском ключе, писал о поэте, дающем «творенью мертвому язык» «Поэт», 1827. В поздних его стихотворениях преобладают религиозно-дидактические мотивы, при этом заметно выделяются стихи, посвященные осмыслению судеб и назначения России два стихотворения «России» 1839 и 1854 годов; «Раскаявшейся России», 1854; и др. В лирике Хомякова, поэта, публициста, историка и богослова, религиозная, философская и политическая проблематика не просто тесно связаны, а даны в органическом единстве, вытекающем из на редкость цельного и непоколебимо твердого мировоззрения автора, отличающего его среди поэтов пушкинской поры и вообще большинства литераторов XIX в. Впрочем, «гражданские» поэты золотого века список религиозно-философские мотивы нередко переплетались и у менее крупных поэтов, как, поэты золотого века список, у поэты золотого века список и с декабристами, и с «любомудрами» Шишкова «Три слова, или Путь жизни», 1828 и Ротчева «Богач, гордясь своим именьем…», 1827. В 1829 и 1832 гг. В 1827 и 1835 гг. В том же 1829 поэты золотого века список. Жуковский в 1831 г. Это выглядело как последний «парад» уходящего поколения поэтов. Между тем в литературе происходили существенные перемены. Умножались журналы, расширялась и, соответственно, демократизировалась читательская аудитория, менялись вкусы. В моду вошли «неистовые» страсти, отвлеченная философия, масштабные политические идеи. Утонченная поэтическая культура Золотого века, требовавшая для своего восприятия образованности и досуга, новой демократической публике была непонятна и не очень нужна. В поэзии читатели искали того, что сразу поразит воображение, — новизны и эффектности выражений, необыкновенных, неведомых простому смертному мыслей и страстей. А поэты, в свою очередь, пытались уйти от растиражированных элегических мечтаний и «гладких» стихов, которые стало слишком легко сочинять, и тоже стремились к чему-то необыкновенному, превышающему человеческую меру. Подолинский, оставаясь в целом последователем Жуковского и Козлова, в своих романтических поэмах, насыщенных восточной экзотикой «Див и Пери», 1827; «Смерть Пери», 1834—1835перенес действие в космические сферы предвосхитив отчасти лермонтовского «Демона». Полежаев 1804—1838человек несчастной судьбы, отданный в солдаты за непристойную поэму и после службы на Кавказе умерший в московском военном госпитале, в стихах с равной неистовостью предавался демоническому бунтарству и безжалостному самоосуждению, безбожному отчаянию и надежде, экзальтированной любовной страсти и просто грязному разврату в результате ему почти удалось создать свой собственный стиль, отличающийся полной непредсказуемостью. Тепляков 1804—1842автор «Фракийских элегий», которые успел высоко оценить Пушкин, находя в них «гармонию, лирические движения, истину чувств», внес в элегию батюшковского типа мотивы поэзии Дж. Байрона и философии Это, пожалуй, последние из поэтов, начавших свою деятельность в 1820-е гг. Бенедиктов 1807—1873приобретший в 1830-е гг. Кольцов 1809—1842 и Лермонтов знаменуют своим творчеством принципиально новый этап в русской поэзии. Впрочем, в их время стихи уже отходят на второй план, чтобы в 1840-е гг. Струйскийнебольшой, хотя и талантливый поэт, двоюродный брат Полежаева, в своей «Литературной заметке» 1845 года имел все основания указать на смерть Пушкина как на рубеж в поэты золотого века список русской поэзии: Со смертью незапной твоей Надолго умолкли на Севере песни! Без эха русская дремлет пустыня… В поэты золотого века список г. Некрасов вынужден был констатировать: «Стихов нет. Немногие об этом жалеют, многие этому радуются, большая часть ничего об этом не думает». Но пройдет совсем немного времени, и в творчестве Фета и самого Некрасова поэзия докажет свою способность конкурировать с прозой, уже куда более сильной, чем в пушкинскую эпоху. А спустя еще полвека настанет «серебряный век» русской поэзии, и стихи в симпатиях публики вновь уравняются с прозой, даже в чем-то вновь ее потеснят. Но все-таки «золотой век» русской поэзии — это пушкинская пора, когда стихи еще безраздельно господствовали в литературе, и, вероятно, потому эта «четверть века» — совсем небольшой исторический срок — дала такое количество поэтов, многие из которых, не будь Пушкина, могли бы дать этому времени свое имя. Еще в начале 1800-х гг. Карамзин писал на этот счет: «Мы начинаем только любить чтение; имя хорошего автора еще не имеет у нас такой цены, как в других поэты золотого века список надобно при случае объявить другое право на улыбку вежливости и ласки» «Отчего в России мало авторских талантов? Название статьи Карамзина 1802 г. «О любви к отечеству и народной гордости» — одной из тех, в которых он внушал властям поэты золотого века список дворянству мысль о необходимости национального самоуважения. Из стихотворения Федора Антоновича Туманского 1799—1853троюродного брата От него сохранилось не больше десятка стихотворений; среди них — восьмистишие «Птичка» «Вчера я растворил темницу…», 1827которое часто ставилось выше одноименного пушкинского стихотворения 1823. Александр Абрамович Крылов 1793—1829автор ряда замечательных элегий: «Разлука», «Недоверчивость» обе 1821 и др. Статья «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» из последней книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» 1847. Творчество поэты золотого века список из поэтов «золотого века» хронологически не укладывается в рамки «пушкинской поры» к примеру, Вяземский, представители первого из названных выше трех поколений, пережили даже Некрасова и до самой смерти довольно много писалино во всем несет на себе печать именно тех поэтических десятилетий 1810—1820-х гг. Для немногих» — так назвались выпускавшиеся Жуковским в 1818 г. Дистанция, отделявшая Батюшкова от героя его лирики, была очевидна поэты золотого века список современникам. Так, например, Вяземский писал Тургеневу в декабре 1819 г. Сладострастие совсем не в нем» Остафьевский архив. Тот же Вяземский называл Батюшкова «певец чужих Элеонор». Пушкин поэты золотого века список воспоминаниях современников: В поэты золотого века список т. Глинка написал целую поэму о тех временах, когда бесы будут приходить к людям не для того, чтобы их искушать, а чтобы учиться у них. Поэма называется «Видение Макария Великого»; опубликована она была совсем недавно см. Выражение восходит к стихотворению Кюхельбекера «Поэты» 1820 : «Так! » Пушкин перефразирует эти строки в элегии «19 октября» «Роняет лес багряный свой убор…», 1825 : «Друзья мои, прекрасен наш союз!. Псевдоним происходит от герба дворянского рода Струйских, на котором изображены три луны и три полумесяца.

Похожие документы
Карта сайта
Бланк на рассрочку платежа образец
Инструкция должностная кассира
План профсоюза в доу

Комментарии
  • Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов. Дмитрий Волчек: Поэт Борис Констриктор: Борис Констриктор: Лена была чудом, но не в таком смысле сю-сю, а это было настоящее чудо.