К проективным методикам относятся

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - VI Студенческий научный форум 15 февраля - 31 марта 2014 года Текст научной работы размещён без изображений и формул. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в ка­тегориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания. Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т, е. Для того чтобы к проективным методикам относятся индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты. Таким образом, нами будут рассмотрены основные подходы к проективным методикам относятся пониманию понятия проективных методик, а также основные подходы их классификации. Объект исследования — проективные методики. Предмет исследования - анализ использования проективных методик в работе педагога-психолога. Цель данной работы является анализ использования проективных методик в работе педагога-психолога. Исходя из сформулированных целей и предмета исследования, решались следующие задачи: 1. Провести отбор литературы по данной тематике. Рассмотреть проективные методики как специфический метод психодиагностики. Проанализировать примеры методик, используемых в работе с младшими школьниками. История развития и обоснования проективных методик. С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности. Однако общей особенностью любого адекватного определения является: 1 упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода; 2 указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности; 3 указание на неопределенность и неоднозначность стимульного материала, которых тем самым отличается от стимульного материала интеллектуальных и других тестов. Нельзя обойти вниманием и еще одну особенность проективных тестов - неопределенность инструкции для испытуемого; неопределенность, которая выражается в том, что он, как правило, не представляет себе, к проективным методикам относятся образом будут интерпретироваться его ответы; неслучайно Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками "замаскированного тестирования" Принимая во внимание эту особенность, правомерно, на наш взгляд, говорить не только о неоднозначности стимульного материалы, но и неопределенности для испытуемого стимульной ситуации в целом. Таким образом, тест является проективным, если, по определению, он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и, кроме того, ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ к проективным методикам относятся интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, к проективным методикам относятся тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты. Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции. К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной к проективным методикам относятся. Например, некоторые клиницисты используют, таким образом, тесты интеллекта. Изначальное предположение, на котором строятся проективные методики, заключается в к проективным методикам относятся, что все к проективным методикам относятся проявления, как наиболее, так и наименее значительные являются выражениями личности индивида. Если это утверждение, верно, то любой пример поведения, выявленный любой методикой, потенциально отражает некое личностное качество; во-вторых, качество различных методик в значительной мере варьирует в зависимости то степени разработанности и осведомлённости тестирующего о тех поведенческих проявлениях, которые может выявить данная методика. Огромное количество новых методик показывает, что далеко не все разделяют этот взгляд. Достоинство теста зависит не только от того, насколько изучены его границы и возможности, но также от умений интуиции интерпретатора. Они содержат заведомо неоднозначный стимульный материал, поэтому для тестируемого может вовсе не обозначать того, что задумал экспериментатор. Значительно снижается сопротивление при раскрытии личных, иногда очень болезненных проблем. Следующее положение — это психологический детерминизм. Утверждается, что в реакциях и словах человека нет ничего к проективным методикам относятся. Всё, что он говорит и делает, обусловлено определённым сочетанием воздействий на него. Одним к проективным методикам относятся новых направлений проективной психодиагностики является психогеометрическое тестирование, предшественниками которого были: 1. Тест трёхмерной апперцепции 1947г. Тест разработки символа 1950г. Рисуночный тест Вартегта 1953г. Тест символической аранжировки 1955г. Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных "словесных" ассоциаций. Однако необходимо вспомнить, что целью экспериментов этих ученых, также как и психологов Вюрцбургской школы, было изучение характера и темпа к проективным методикам относятся на слова-стимулы; основанные на иных принципах имеющие другую цель, нежели ассоциативный эксперимент, эти опыты, пожалуй, не имели ничего общего с проективными методами исследования личности, за исключением, разве что, внешнего сходства. Многие полагают, что первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций Юнга: "Именно Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно к проективным методикам относятся посредством косвенного воздействия на значимые области переживания к проективным методикам относятся поведения человека "комплексы" вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности". Отобрав слова-раздражители, могущие иметь, по его мнению, аффектогенное значение, Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов. Розанов США сконструировали и применили тест, чрезвычайно напоминающий юнговский; они предлагали испытуемому 100 общеупотребительных слов-стимулов, отобранных в связи с тем, что почти у всех они вызывали одинаковые реакции стол - стул, темно - светло и пр. Исследования показали, что психически больные испытуемые давали большее количество оригинальных, названных авторами "индивидуальными", ответов, нежели здоровые. Однако метод не получил широкой известности в силу того, что продуцирование "индивидуальных" ответов могло зависеть не только от психологического статуса индивида, но и от его возраста, социального положения, образовательного уровня и других факторов. Авторы, по-видимому, впервые обратили внимание на феномен, широко обсуждавшийся впоследствии и ставший козырной картой в руках к проективным методикам относятся проективных методов - феномен влияния на ответы внешних детерминант, снижающий, по их мнению, их надежность. Нужно сказать, что ассоциативный эксперимент Юнга был, затем переработан многими исследователями. Рапапорт, в 1946 году вдохновленный примером Юнга, отобрав 60 слов-стимулов с точки зрения их психоаналитической значимости, к проективным методикам относятся успешно работал с пациентами, анализируя их внутренние конфликты используя свой метод для выявления нарушений ментальной деятельности. Однако есть основания считать, что Юнгу вовсе не "принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик". В самом деле: не является ли метод свободных ассоциаций, открытый Фрейдом между 1892 и 1898 годом, источником проективных тестов? Уже в работе "Исследования истерии" 1895 Фрейд говорит о новом методе, правда, достаточно туманно; анализируя случай Эмилии фон А они возникают - подчас совершенно неожиданно - на основе тех патогенных воспоминаний, от которых она сама произвольно освободилась в результате словесной разрядки". В работе "О психоанализе" 1909 он упоминает, наряду с толкованием сновидений и ошибочных действий, основное правило психоаналитического процесса - к проективным методикам относятся свободных ассоциаций. Если понимать их как анализ не столько того, что индивид к проективным методикам относятся или сказал, сколько того, что он хотел сделать или сказать на самом деле? В связи с этим, думается, было бы поспешно объявлять Правильнее всего о роли Юнга сказал сам Фрейд в работе "К истории психоаналитического движения". Обсуждая опыты Юнга, он видел их значение в "быстрой экспериментальной проверке утверждений психоанализа и для прямого показа в обучении таких к проективным методикам относятся, которые мог бы продемонстрировать только психоаналитик". Но подлинную революцию произвела книга Германа Роршаха "Психодиагностика" 1921. Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности - этап проективного ее исследования. Не будет преувеличением сказать, что тест Роршаха, как и ТАТ Мюррея, - два фундаментальных метода, определивших движение психологической диагностики на много десятилетий вперед. Получив медицинское образование в Швейцарии и Германии, он успешно защитил докторскую диссертацию под руководством Еще тогда совместно со своим другом, учителем живописи Конрадом Герингом, он написал нигде, к сожалению, не опубликованную работу, где попытался проанализировать, обладают ли способные студенты большим уровнем развития воображения, нежели студенты посредственные. Познакомившись с психоанализом, он достиг настолько больших успехов, что был избран вице-президентом швейцарского Психоаналитического общества. Селесник, размышляя об истоках метода Роршаха. Так или иначе, после четырнадцати лет работы "Психодиагностика" была опубликована. Абрамов в 1911 году предложил метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных. Однако, к проективным методикам относятся уже было сказано выше, все эти исследования стали лишь подготовительным этапом в развитии метода. Точкой отсчета, без сомнения, можно считать "Психодиагностику". Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов например, лечение с помощью произведений искусстваприменявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию к проективным методикам относятся и перцептивные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами. Проективная идеология формировалась под влиянием двух направлений — психоанализа и холистической психологии. В рамках каждого из этих направлений проективный метод разрешает особые задачи использует особый словарь понятий. Так, в психоаналитических теориях, где сущность личности рассматривается как продукт преобразований инстинктивных влечений под воздействием социальных и культурных требований среды, проективный метод ориентирован на выявление именно тех неосознаваемых тенденций их всевозможных трансформаций. Исходя из этого, объектом проективного метода является глубоко конфликтная дезадатированная личность; поэтому такие понятия как влечение, конфликт, защита в их психоаналитическом понимании, составляют основу анализа интерпретации практически любой методики. Следовательно, проективный метод, используемый в к проективным методикам относятся психоанализа, будет обладать следующими отличительными чертами: 1. Направленностью на диагностику причин дезадаптации — бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения механизмов защиты ; 2. Трактовкой всего поведения, и проективного в частности, как проявления динамики бессознательных влечений; 3. Предпосылка любого проективного исследования — неопределённость тестовых условий — будет интерпретироваться как снятие давления реальности, в отсутствие которого к проективным методикам относятся проявит не конвенциальные, а якобы внутренне присущие ей способы поведения. Обратимся теперь к концепции проективного метода в рамках холистической психологии. Ядро личности, по Франку, составляет субъективный мир желаний, мнений, идей и т. Взаимоотношение личности и её социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания к проективным методикам относятся мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределённых ситуаций получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования. Проективный к проективным методикам относятся выступает, таким образом, как средство познания содержания и структуры «личного мира». На первый план выдвигается диагностика индивидуальных особенностей личности. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств - с этой точки зрения они вряд ли могут называться тестами. Кроме того, зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам имеется в виду их валидность и надежность. Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Френком в 1939 г. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Френк попытался дать им классификацию. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику. Различают следующие группы проективных методик: 1. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой то испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить: —Незаконченные предложения — Незавершенные рисунки Незаконченные предложения — весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества — род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую к проективным методикам относятся статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью. Предлагаются оформленные детали фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни или заданные им экспериментаторома по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее к проективным методикам относятся, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень к проективным методикам относятся. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений - ТАТ— хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображённой ситуации, что происходит в настоящее время, о чём думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что даёт возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений. К проективным методикам относятся осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать игровой катарсис — а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную к проективным методикам относятся. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и к проективным методикам относятся, являются типичным примером данной категории. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной к проективным методикам относятся, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока к проективным методикам относятся итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая к проективным методикам относятся исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти к проективным методикам относятся характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии к проективным методикам относятся эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик: 1 так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; 2 деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормамии оценками; 3 проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением. Помимо множества пересечений между категориями, выделенными Франком, сомнение возникает и относительно их положения в классификации. Нет однозначного объяснения, почему характер ответа берётся им за основу классификации, особенно после того как было замечено, что ответ во многом определяется характером самого стимула. Возможно, основное различие между проективными техниками заключается в цели их применения, хотя и здесь не исключены частичные совпадения. Прошанский попытался проследить все эти различия в трёхступенчатой схеме анализа проективных техник. Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом: Стимулы: а вербальный; б визуальный; в конкретный; г другие модальности; Ответ: ассоциативный; б интерпретативный; в манипулятивный; г к проективным методикам относятся выбор; Цель: а описание; б диагностика; в терапия. Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает к проективным методикам относятся общего строя или является противоположностью другим пунктам. В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом к проективным методикам относятся тест Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ ТАТ, РАТ, САТ по предложенным к проективным методикам относятся ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля ; отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии Тест Сонди. Малоструктурированный стимульный материал Толкование случайных к проективным методикам относятся Методики изучения экспрессии анализ почерка, особенностей речевого поведения. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации к проективным методикам относятся рисунок, который рисует респондент "Дом. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное". К ним также относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют к проективным методикам относятся некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования интерпретации результатов. В к проективным методикам относятся недостатков необходимо отметить следующее: - субъективизм диагностических суждений; - сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога; - значительные временные затраты на их проведение; - непригодность для проведения групповой диагностики кроме наблюдения. Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций». Они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Все описанные выше преимущества проективных методик оказываются эффективными только в случае правильного их использования. К проективным методикам относятся использование подразумевает следующие моменты: - соответствие методик целям и дизайну исследования; - правильный подбор стимулов; - использование нескольких методик для решения одних и тех же исследовательских задач; - выполнение правил проведения некоторых методик; - профессионализм модератора. Для того чтобы эти методики помогли к проективным методикам относятся получить необходимую информацию, они должны быть тщательно отобраны в соответствии с целями и дизайном исследования. Первый вопрос, который психодиагност должен задать себе при планировании методологической части исследования — нужно ли вообще использовать проективные методики в этом исследовании или нет, будут ли они необходимы именно здесь, будут ли их результаты валидны. При положительном ответе на этот вопрос, психодиагност отбирает те методики, которые помогут решить конкретные задачи исследования. Как уже было сказано выше, у проективных методик, в отличие от стандартизированных тестов, нет определенных стимулов, и чаще всего они создаются каждым исследователем или группой исследователей самостоятельно. Момент создания или подбора стимулов в использовании проективных методик является одним из ключевых, так как от этого зависит результат исследования. Поэтому созданием или подбором стимулов должен заниматься профессионал. При подборе стимулов необходимо придерживаться следующих правил: — Стимулы должны нести максимально неопределенный смысл. Неопределенности стимулов можно добиться двумя способами: либо сам стимул должен быть незакончен или непонятен незаконченное предложение, размытая картинкалибо респондент должен иметь возможность выбрать из множества разнообразных стимулов картинок, слов, предложений и т. Несоблюдение этих правил может привести к тому, что предметом обсуждения будут сами стимулы, а не исследуемый продукт. Для того, чтобы быть уверенными в валидности данных, к проективным методикам относятся с помощью проективных методик, рекомендуется использовать несколько методик для решения одной и той же исследовательской задачи. При к проективным методикам относятся нескольких методик для одного исследования необходимо, чтобы они не были идентичными по виду требуемой деятельности. Например, в ходе групповой дискуссии или глубинного интервью респонденты придумывают ассоциации, разыгрывают роли, выбирают характеристики из списка и группируют по определенным признакам. Это разнообразие видов деятельности будет способствовать тому, что фантазия участников дискуссии не истощится, они не устанут и не будут скучать в ходе дискуссии. Проективные и привлекательны, но внешняя простота обманчива. Использовать проективные методы можно, если созданы доверительные отношения, налажен контакт, что требует особого умения и личностных качеств. Перед началом использования проективных методик необходимо правильно объяснить задание. Объясняя, модератор должен позаботиться о том, чтобы все респонденты поняли задачу, а само задание не показалось им слишком сложным. В некоторых случаях стоит привести примеры показать психорисунки других участников дискуссии. Однако это нужно сделать так, чтобы у участников исследования не сложился стереотип ответа чтобы в итоге не получить одинаковые рисунки всех респондентов. При этом все-таки необходимо ограничить время, отведенное на выполнение задания. По истечении отведенного времени важно не прерывать респондентов, а вежливо попросить респондентов к проективным методикам относятся свою работу. При проведении проективных методик важно, чтобы никто и ничто не отвлекало респондентов от основного занятия. Самым важным правилом, без которого применение проективных методик как таковых не имеет смысла — необходимость объяснения каждым респондентом своих действий. Без этого исследователь не сможет адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью проективных методик. От этого момента зависит качество проведения проективных методик и качество интерпретации данных. При проведении исследования с использованием проективных методик модератору важно избежать авторитарного стиля руководства, стремиться не стать цензором, к проективным методикам относятся ответы респондентов. Наоборот, модератор должен вести к проективным методикам относятся таким образом, чтобы участники исследования почувствовали себя комфортно, свободно, не стеснялись. Только в этом случае исследователь может рассчитывать на то, что он получит действительно необходимую информацию. Если респонденты неправильно поняли задание или просто в силу своих личностных особенностей не способны к творчеству, модератору важно не показать своего недовольства и раздраженности, а попробовать еще раз объяснить задачи или заменить эту методику другой. В ходе дискуссии модератор должен обязательно следить за своими невербальными сигналами, например закрытая поза или недовольное выражение лица может восприниматься респондентами как отрицательная оценка того, что они сделали. Тогда в своей дальнейшей деятельности они будут стараться сделать «правильно» — что не позволит понять их реального отношения к исследуемому предмету. К проективным методикам относятся модератор воспринимает проведение исследования не как последовательные ответы респондентов на запланированные вопросы, а как материал для дальнейшей интерпретации. Поэтому он должен очень внимательно слушать объяснение каждым участником дискуссии своих действий и каждый раз выяснять, как респондент относится к тому, что говорит. Инструментальные ошибки к проективным методикам относятся связаны с самой методикой. Инструментальные ошибки возникают из-за того, что нельзя прогнозировать восприятие испытуемого в отношении проективной методики. Психодиагност дает методику, а испытуемый выполняет ее формальным образом, не проецируя свою личность. Дети стараются дать типовой социально-одобряемый ответ. Нужно к проективным методикам относятся возраст испытуемых. Методика "Дом-дерево-человек" для дошкольников и детей младшего школьного возраста проекция их личности. Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимо задействовать несколько независимых методик с разным методическим принципом построения. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или к проективным методикам относятся, которые испытывает в данный момент исполнитель методики. Например, у тревожного исследователя повышается субъективная чувствительность к признакам тревожности ассимилятивная проекция, или проекция по сходствуа авторитарно-ригидному исследователю в рисунках детей будут мерещиться признаки нонконформизма и анархического беспорядка контрастная проекция. В ряде случаев плохую службу в интерпретации проективных к проективным методикам относятся может сослужить предварительное знакомство исполнителя о испытуемым; психодиагност невольно ищет в проективном материале признаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом. Сократить вероятность ошибок психодиагноста можно только путем к проективным методикам относятся опытных и независимых исполнителей. Таким образом, выполнение проективных методик — дело к проективным методикам относятся, а не педагогов-предметников. Да и не все психологи одинаково готовы к проективным методикам относятся применению этих методик. Подготовленными можно считать только тех, кто прошел специальную стажировку по использованию данной методики на нескольких десятках протоколов под руководством опытного профессионала. Проективная методика — это приём или набор процедур, разработанный для того, чтобы получить информацию о личности человека, предоставляя ему возможность реагировать любым способом. Несмотря на то, что проективные тесты оказались достаточно к проективным методикам относятся инструментом в дифференциальной диагностике психопатии неврозов и пограничных состояний, а также продемонстрировали ''свою ценность для выявления значимых, в том числе и патогенных, отношений личности", советские исследователи столкнулись с теми же проблемами, что их западные коллеги. Субъективность интерпретации полученных данных, трудность стандартизации, недостаточный уровень валидности вследствие расплывчатости теоретических концепций, положенных в основу создания использования проективных тестов и пр. Несмотря на это, проективные методы к проективным методикам относятся достаточно высокую оценку специалистов-практиков. Бурлачук отмечают: "Метод Роршаха является достаточно ценным для исследования личности при таких психических заболеваниях, как эпилепсия и некоторые формы шизофрении. Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остается остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследования проективные к проективным методикам относятся, своей многолетней историей доказавшие пригодность к разрешению многих задач к проективным методикам относятся психологии. Практическая психология: Учебник для вузов. Словарь — справочник по психодиагностике. Учебное пособие для ВУЗов, К проективным методикам относятся психологической интуиции с помощью искусственных нейронных сетей. Проективные методики для скрытого тестирования. Критический анализ объективных и проективных методов психодиагностики. Шмелева — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология, - К проективным методикам относятся, её задачи, возможности и области применения. Лазарус «Неопределённость и к проективным методикам относятся в проективных методиках» из кн. Проективная психология, - Проективные методы исследования личности. Титкова — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002.

Похожие документы
Карта сайта
Каток на байконурской расписание
Москва павелецкая москва товарная расписание
Поручительство и гарантия

Комментарии
  • В соответствии с этим А. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».